Сайт проф. Мушкамбарова

 

mushkambarov@gmail.com

 

  | Вернуться на главную страницу.

   

 14. Приобрести можно в издательстве:
тел. (499)245-45-55,
e-mail: miapubl&mail.ru

Скачать бесплатно можно с файлообменника: narod.yandex.ru


 




                                                                              ПРЕДИСЛОВИЕ


Дорогой читатель! У меня уже есть одна книга, которую с некоторой натяжкой можно рассматривать как автобиографическую. Это «Меланхолическая симфония», изданная в 2005 году. Она содержит стихи, комментарии к ним, а также ряд прозаических текстов, повествующих о некоторых драматических моментах моей жизни.
Кое-что можно понять и из книжки «Сто обжигающих зарниц» (2012 г.), хотя там – только «постмеланхолические» стихи с комментариями.
Но жизнь была неизмеримо содержательней, чем то, о чём бегло или намёками говорится в этих двух книгах.
В связи с этим, чуть более года назад я задумал неспешно написать уже в полном смысле слова автобиографическую книгу.  
В своей поэзии я зачастую отражал прозу собственной жизни. А в предполагавшейся мною прозе хотел выразить пусть скромную, но всё-таки щемящую поэзию той же самой жизни.
Что поэтичного обнаружил я в ней?
- Я имел большую (хотя, возможно, и ошибочную) цель.
- Я шёл к ней (правда, порой обходными путями) долгие годы.
- Почти всё это время дорога поднималась вверх – то круто, то менее круто, – но вверх, и, когда, наконец, я подошёл к вершинам, покорение очередной из них означало очередное испытание и очередной подвиг – создание ещё одной книги. Ибо мои вершины – это не очень многочисленные, но крайне дорогие мне книги.
Короче говоря, поэзия моей внешне спокойной и однообразной жизни заключалась в её постоянном внутреннем драматизме, который лишь иногда, подобно кипящей под слоем земли лаве, прорывался наружу событиями типа тех, которые описаны в «Меланхолической симфонии».
Однако, похоже, я переоценил то ли свои силы, то ли свой интерес к этому делу. Да и другие обязательства тоже играют роль. Так, после первых десяти глав этой книги мне пришлось остановиться почти на полгода на подготовку нового издания учебника по гистологии. И сейчас меня тоже ждёт сходная работа.
Поэтому я решил остановиться. Но остановиться не где попало, а на знаковом рубеже. Своё повествование я довёл до окончания медицинского института. До дня получения диплома.
За это время, т.е. за первые 23 года жизни, на своём пути вверх я успел подняться не так уж высоко – лишь к подножию манящего меня горного массива, который впоследствии откроется чередой лесных, голых каменных и ледяных вершин.
Отсюда и название этой книги: «Путь вверх к подножию вершин». Оно, как мне кажется, достаточно верно отражает смысл и итог тех самых 23 лет жизни. Будет ли продолжение? – Честно говорю, не знаю.
Давай начнём, читатель, с того, что ты вначале прочтёшь это.
                                           Николай Мушкамбаров, 27 августа 2012 г. 




                                                                               ОГЛАВЛЕНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………….. 3

Глава 1. ПРЕДЫСТОРИЯ
              Байка о предках…………..…………………………………………4
          Жернова ближайшей истории……………………………………...6
          Место моего вхождения в мир …………………………………… 9

Глава 2. ПРЕЛЮДИЯ
             Безмятежность ……………………………..………………………14
          Первые потрясения…………………………   …………………….16
          То ли  – достоинства, то ли – недостатки ……………………….  18
           В третьем отряде пионерского лагеря …………………………….. 20
          Первый класс ………………………………………..…………….. 22

Глава 3.  Я  ГОВОРЮ!
              Начало ……..………………………………………………………..25
             Жить стало хуже, жить стало тяжелей! ….……………………….27
              И  всё же жизнь продолжается! …………...………………………29
              Зуня …………………………………………..…………………….. 31
              Смутный период ………….……………………………………….. 32
              Дорохово .…………………………………………………………...34

Глава 4. Я ВСЁ ЕЩЁ ГОВОРЮ!
              Перелом …………………………………………………………….36
              Один дома …………………………………………………………..38
              Славик, Олег и другие ……………………………………………. 39
              Неля …………………………………………………………………42     
              Лучшее время ……………………………………………………… 45
              Последнее лето в лагере ……………………………………………47
              Триумф и провал. Провал и триумф ………………………………49
              На велосипеде ……………………………………………………. .. 51

Глава 5. СОВСЕМ  ДРУГАЯ  УЧЁБА
              Из школы в школу …………………………………………………..55
              Новый тяжёлый элемент ……………………………………………57      
              И ещё – о смысле учёбы …………………………………………… 59
              Максим Петрович как зеркало советской власти …….. ………… 61
              Лето Толстого ……………………………………………………….64
              Начало 10-го класса: неожиданные успехи ……….. ……………. 65

Глава 6. У РУБИКОНА
              Выбор будущего ……………………………………………………67
              Последние сомнения ……………………………………………….70
              Первое большое путешествие ……………………………………..72 
              Явление музы ……………………………………………………….75

Глава 7. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ РУБИКОН
              История с золотом ………………………………………………… 81
                На пороге ……… ………………………………………………… ..83
              Вступительный экзамен по профильному предмету …………… 86
              Ещё три вступительных экзамена …… ………………………….. 89

Глава 8. ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
              Контингент …………………………………………………………..92
              Первый труп ……………………………………………………… . 95
              Первые мысли ……………………………………………………… 97
              Первая медицинская империя ……………………………………...99
              От младших курсов к старшим:
                                    особенности медицинского образования………… 102

Глава 9. ПЕРВЫЙ КУРС
              День как день …………………………………………………… . 103
              Бег ………………………………………………………………..   104
              Первая сессия и ночь перед экзаменом ………………………..   108
              Иерархия дисциплин и последняя четвёрка …………………….111
              Кино ………………………………………………………………..113
              Вместо стройотряда – яма и книги ………………………………115 
              Бросок вверх на фоне смятения духа ……………………….. ….116

Глава 10. ВТОРОЙ КУРС: НАУКИ И СТРАСТИ
              Дом на Садово-Кудринской ………………………………..…… 120
              Первая лекция по биохимии. Рассуждение
                                     о бесполезности лекций …………………………. .122
              Занятия на кафедре биохимии …… ……………………………..125
              Страсти по Луне …………………… …………………………… 127
              И другие страсти …………………… ……………………….…...129
              Первый «автомат» ……………………  ………………………….130
              В кого стреляет «автомат» …………  ……………………………133
              Кафедра физиологии …………………  ………………………….134

Глава 11.  ВЕСНА И ЛЕТО 1970 ГОДА
              Окончание второго курса …………………………………………138
              Очередной выбор ………………………………………………… 139
              На «барщине» в пресс-центре ……………………………………141
              «Кредо» и следование ему ………………………………….……143
              Поездка в Ленинград … …………………………………… ……145

Глава 12. В ПРЕДДВЕРИИ ТРЕТЬЕГО КУРСА
              Из группы – в половину той же группы ………………………. 147
              На подступах к картошке ………………………………………..150
              Собственно на картошке …………………………………………152
              Опасный талант ……………………………………….………….154
              Частная «картофельная» жизнь ………………………………… 156
              Настрой на медицину ……………………………………………..158 
              Мама уходит с работы ……………………………………………159
                          
Глава 13.  ТРЕТИЙ КУРС
              Одоление микробов ………………………………………………162
              Аллея жизни ……………………………………………. ………  163           
              Кафедра патанатомии: условности,
                                       сомнения и недоумения …………………………164
              Патологическая физиология …………………… ……………….166
              О роли случайных толчков в истории ………………………….. 168
              Толчок …………………………………………………………….. 169
              И вновь – будни третьего курса ………………………………….172
              Первый звонок …………………………………..……………….. 175

Глава 14.  ЛЕТО СЕЛИГЕРА
               Кафедра биохимии: я работаю с микробами ….………………. 177
               Медсестринская практика: я работаю с людьми……………….179
               Попытка лирического отступления ……………………………. 180
               Селигерская компания ……………………………………...……182
               Точка зрения .……………………………………………………..183
               Селигерские будни: от маленькой рыбки до больших шахмат..186
               Волговерховье ……………………………………………………187
                Собены……………………………………………………………190

Глава 15.  ЧЕТВЁРТЫЙ КУРС: КАФЕДРЫ
              Гримасы системы  ……………………………………………….193
              Мультипликация кафедр ……………… ……………………….194
              Кафедра факультетской хирургии  …… ……………………… 195
              Кафедра факультетской терапии и Александр Галич ………. .198
              Акушерство ……………………………………………………...200
              Два слова об общей гигиене ………………………….……….. 202

Глава 16.  ЧЕТВЁРТЫЙ КУРС: МОЁ ПРИОБЩЕНИЕ К 
                                    БИОХИМИИ  И БИОХИМИКАМ
              Биохимия: через теорию – к экспериментам …………….……204
              Вечернее братство ….………………………………………….. 205
              Шестнадцатая комната. Рыцари правого стола…………..……208
              Шестнадцатая комната. Рыцари левого стола…………..…….211
              Моё ученичество ……………………………………………….215

Глава 17.  АПРЕЛЬ-ИЮЛЬ 1972 ГОДА. ПРЕДЧУВСТВИЕ
                                               ЧЕХОСЛОВАКИИ
              Про и контра …………………………………………………… 216
              Руководители: солидный и энергичный ………………………217
              Проверка ……………………………………………………….. 219  
              Смертельный диагноз ………………… …………………… …220    
              Жизнь со смертельным диагнозом …………………………… 222
              Жизнь после возвращения к жизни. ЦРБ ……………………...224
              Жизнь после возвращения к жизни. Всё остальное……….. …227 

Глава 18. В ЧЕХОСЛОВАКИИ
              Приближение к сказке ………………..…………………………230
              По два часа перед сказкой ………………………………………233
              В плену у сказки и магазинов …………………………………. 235
              Я говорю по-английски …………………………………………237
              Приёмы, приёмы, приёмы…   …………………………………. 238    
              Нечешские мотивы ………………………………………….. …240
              На водах. Золотая ванна ………………………………….. ……243         
              Домой!  …………………………………………………………...245

Глава 19. ПЯТЫЙ КУРС: ВОКРУГ УЧЁБЫ
              Скучное и невнятное приближение к апогею ………………… 247
              Две полярные части дерматовенерологии ……………………. 247
              Бизнес на коже, или волшебный витамин ……………………. 249
              Эти странные сумасшедшие …………………………………..  251
              Самый страшный предмет …………………………………….. 253
              Об индивидуализме и эгоизме …………………………………255
              Я пытаюсь войти в общественную жизнь ……………………. 257
              И ещё о моей общественной жизни ……………………………259

Глава 20. ПЯТЫЙ КУРС: БИОХИМИЯ И ЛИРИКА
              Путь к «чистой» науке…………………………………………. 262
              Я становлюсь беспризорным …………………………………  264
              В беспризорности ……………………………………………… 266      
              Гостья из прошлого ……………………………………………. 268      
              Увяли розы…  …………………………………………….. ……270
              Перспективы, открывавшиеся после 5-го курса
                                     и после окончания института ………………….. 272
              Метаморфозы ……………………………………………………273
              Вторая веха от Татьяны Володиной …………………………... 274

Глава 21. К ДВУМ ЛЕЙТЕНАНТСКИМ ЗВЁЗДОЧКАМ.
                                       ИЮЛЬ 1973 ГОДА
              Червь сомнений……………………………………………….. 277
              Военная кафедра. Майор Гришин ……………………………278
              Военные сборы. Первый день ………… ……………………. 279
              Палец ……………………………………………………………281
              Марши и песни …………………………………………………282
              Псевдоэкстрим …………………………………………………284
              Другие впечатления ……………………………………………287
              Последствия сборов ……………………………………………289        

Глава 22. «СЕЧЕНОВЕЦ-73» И ЛУННЫЙ СВЕТ
              По пути Остапа. Я – художник ……………………………….291
              По пути Остапа. Я – гроссмейстер  …………………………. 294
              По пути Остапа. Но не автопробйгом, а просто бегум …….. 296
              Словечко об «Остеоне» ………………………………………. 298
              Встреча. Вопросы запоздалой теории ……………………..…300
              Шаг за шагом …………………………………………………. 302
              Новые персонажи на сцене и за сценой …………………….. 305

Глава 23. ШЕСТОЙ КУРС: СУБОРДИНАТУРА
                                       ПО ПАТАНАТОМИИ
              Субординаторы ………………………………………………  309
              Место действия ………………………………………………..310
              Виктор Викторович Серов ……………………………………311
              В.С. Пауков – пример того, как судьба играет человеком,
                                     а человек – судьбой …………………………….312
              Обучение ……………………………………………………….314
              Первое вскрытие и вторая картошка …………………………316
              Два подвига …………………………………………………….319
              Преступление без наказания …………………………………..320

Глава 24. ШЕСТОЙ КУРС:  ПРИВХОДЯЩИЕ
                                           ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
              Исходные позиции на кафедре биохимии……………………324
              История по мотивам рассказа Шукшина …………………….324
              Оригинальная история ………………………………………. 326
              Последний аккорд ……………………………………………. 328
              О путях в науку ………………………………………………. 329         
              Запрос ………………………………………………………… 330
              Крутые перемены ……………………………………………. 332
              В лихорадке ……………………………………………………333
              Стихи того времени …………………………………………...334
              День последний – день первый ………………………………335