Сайт проф. Мушкамбарова
|
|
14. Приобрести
можно в
издательстве:
Скачать
бесплатно
можно с
файлообменника: narod.yandex.ru |
ПРЕДИСЛОВИЕДорогой читатель! У меня уже есть одна книга, которую с некоторой натяжкой можно рассматривать как автобиографическую. Это «Меланхолическая симфония», изданная в 2005 году. Она содержит стихи, комментарии к ним, а также ряд прозаических текстов, повествующих о некоторых драматических моментах моей жизни. Кое-что можно понять и из книжки «Сто обжигающих зарниц» (2012 г.), хотя там – только «постмеланхолические» стихи с комментариями. Но жизнь была неизмеримо содержательней, чем то, о чём бегло или намёками говорится в этих двух книгах. В связи с этим, чуть более года назад я задумал неспешно написать уже в полном смысле слова автобиографическую книгу. В своей поэзии я зачастую отражал прозу собственной жизни. А в предполагавшейся мною прозе хотел выразить пусть скромную, но всё-таки щемящую поэзию той же самой жизни. Что поэтичного обнаружил я в ней? - Я имел большую (хотя, возможно, и ошибочную) цель. - Я шёл к ней (правда, порой обходными путями) долгие годы. - Почти всё это время дорога поднималась вверх – то круто, то менее круто, – но вверх, и, когда, наконец, я подошёл к вершинам, покорение очередной из них означало очередное испытание и очередной подвиг – создание ещё одной книги. Ибо мои вершины – это не очень многочисленные, но крайне дорогие мне книги. Короче говоря, поэзия моей внешне спокойной и однообразной жизни заключалась в её постоянном внутреннем драматизме, который лишь иногда, подобно кипящей под слоем земли лаве, прорывался наружу событиями типа тех, которые описаны в «Меланхолической симфонии». Однако, похоже, я переоценил то ли свои силы, то ли свой интерес к этому делу. Да и другие обязательства тоже играют роль. Так, после первых десяти глав этой книги мне пришлось остановиться почти на полгода на подготовку нового издания учебника по гистологии. И сейчас меня тоже ждёт сходная работа. Поэтому я решил остановиться. Но остановиться не где попало, а на знаковом рубеже. Своё повествование я довёл до окончания медицинского института. До дня получения диплома. За это время, т.е. за первые 23 года жизни, на своём пути вверх я успел подняться не так уж высоко – лишь к подножию манящего меня горного массива, который впоследствии откроется чередой лесных, голых каменных и ледяных вершин. Отсюда и название этой книги: «Путь вверх к подножию вершин». Оно, как мне кажется, достаточно верно отражает смысл и итог тех самых 23 лет жизни. Будет ли продолжение? – Честно говорю, не знаю. Давай начнём, читатель, с того, что ты вначале прочтёшь это. Николай Мушкамбаров, 27 августа 2012 г. ОГЛАВЛЕНИЕПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………….. 3 Глава 1. ПРЕДЫСТОРИЯ Байка о предках…………..…………………………………………4 Жернова ближайшей истории……………………………………...6 Место моего вхождения в мир …………………………………… 9 Глава 2. ПРЕЛЮДИЯ Безмятежность ……………………………..………………………14 Первые потрясения………………………… …………………….16 То ли – достоинства, то ли – недостатки ………………………. 18 В третьем отряде пионерского лагеря …………………………….. 20 Первый класс ………………………………………..…………….. 22 Глава 3. Я ГОВОРЮ! Начало ……..………………………………………………………..25 Жить стало хуже, жить стало тяжелей! ….……………………….27 И всё же жизнь продолжается! …………...………………………29 Зуня …………………………………………..…………………….. 31 Смутный период ………….……………………………………….. 32 Дорохово .…………………………………………………………...34 Глава 4. Я ВСЁ ЕЩЁ ГОВОРЮ! Перелом …………………………………………………………….36 Один дома …………………………………………………………..38 Славик, Олег и другие ……………………………………………. 39 Неля …………………………………………………………………42 Лучшее время ……………………………………………………… 45 Последнее лето в лагере ……………………………………………47 Триумф и провал. Провал и триумф ………………………………49 На велосипеде ……………………………………………………. .. 51 Глава 5. СОВСЕМ ДРУГАЯ УЧЁБА Из школы в школу …………………………………………………..55 Новый тяжёлый элемент ……………………………………………57 И ещё – о смысле учёбы …………………………………………… 59 Максим Петрович как зеркало советской власти …….. ………… 61 Лето Толстого ……………………………………………………….64 Начало 10-го класса: неожиданные успехи ……….. ……………. 65 Глава 6. У РУБИКОНА Выбор будущего ……………………………………………………67 Последние сомнения ……………………………………………….70 Первое большое путешествие ……………………………………..72 Явление музы ……………………………………………………….75 Глава 7. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ РУБИКОН История с золотом ………………………………………………… 81 На пороге ……… ………………………………………………… ..83 Вступительный экзамен по профильному предмету …………… 86 Ещё три вступительных экзамена …… ………………………….. 89 Глава 8. ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Контингент …………………………………………………………..92 Первый труп ……………………………………………………… . 95 Первые мысли ……………………………………………………… 97 Первая медицинская империя ……………………………………...99 От младших курсов к старшим: особенности медицинского образования………… 102 Глава 9. ПЕРВЫЙ КУРС День как день …………………………………………………… . 103 Бег ……………………………………………………………….. 104 Первая сессия и ночь перед экзаменом ……………………….. 108 Иерархия дисциплин и последняя четвёрка …………………….111 Кино ………………………………………………………………..113 Вместо стройотряда – яма и книги ………………………………115 Бросок вверх на фоне смятения духа ……………………….. ….116 Глава 10. ВТОРОЙ КУРС: НАУКИ И СТРАСТИ Дом на Садово-Кудринской ………………………………..…… 120 Первая лекция по биохимии. Рассуждение о бесполезности лекций …………………………. .122 Занятия на кафедре биохимии …… ……………………………..125 Страсти по Луне …………………… …………………………… 127 И другие страсти …………………… ……………………….…...129 Первый «автомат» …………………… ………………………….130 В кого стреляет «автомат» ………… ……………………………133 Кафедра физиологии ………………… ………………………….134 Глава 11. ВЕСНА И ЛЕТО 1970 ГОДА Окончание второго курса …………………………………………138 Очередной выбор ………………………………………………… 139 На «барщине» в пресс-центре ……………………………………141 «Кредо» и следование ему ………………………………….……143 Поездка в Ленинград … …………………………………… ……145 Глава 12. В ПРЕДДВЕРИИ ТРЕТЬЕГО КУРСА Из группы – в половину той же группы ………………………. 147 На подступах к картошке ………………………………………..150 Собственно на картошке …………………………………………152 Опасный талант ……………………………………….………….154 Частная «картофельная» жизнь ………………………………… 156 Настрой на медицину ……………………………………………..158 Мама уходит с работы ……………………………………………159 Глава 13. ТРЕТИЙ КУРС Одоление микробов ………………………………………………162 Аллея жизни ……………………………………………. ……… 163 Кафедра патанатомии: условности, сомнения и недоумения …………………………164 Патологическая физиология …………………… ……………….166 О роли случайных толчков в истории ………………………….. 168 Толчок …………………………………………………………….. 169 И вновь – будни третьего курса ………………………………….172 Первый звонок …………………………………..……………….. 175 Глава 14. ЛЕТО СЕЛИГЕРА Кафедра биохимии: я работаю с микробами ….………………. 177 Медсестринская практика: я работаю с людьми……………….179 Попытка лирического отступления ……………………………. 180 Селигерская компания ……………………………………...……182 Точка зрения .……………………………………………………..183 Селигерские будни: от маленькой рыбки до больших шахмат..186 Волговерховье ……………………………………………………187 Собены……………………………………………………………190 Глава 15. ЧЕТВЁРТЫЙ КУРС: КАФЕДРЫ Гримасы системы ……………………………………………….193 Мультипликация кафедр ……………… ……………………….194 Кафедра факультетской хирургии …… ……………………… 195 Кафедра факультетской терапии и Александр Галич ………. .198 Акушерство ……………………………………………………...200 Два слова об общей гигиене ………………………….……….. 202 Глава 16. ЧЕТВЁРТЫЙ КУРС: МОЁ ПРИОБЩЕНИЕ К БИОХИМИИ И БИОХИМИКАМ Биохимия: через теорию – к экспериментам …………….……204 Вечернее братство ….………………………………………….. 205 Шестнадцатая комната. Рыцари правого стола…………..……208 Шестнадцатая комната. Рыцари левого стола…………..…….211 Моё ученичество ……………………………………………….215 Глава 17. АПРЕЛЬ-ИЮЛЬ 1972 ГОДА. ПРЕДЧУВСТВИЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ Про и контра …………………………………………………… 216 Руководители: солидный и энергичный ………………………217 Проверка ……………………………………………………….. 219 Смертельный диагноз ………………… …………………… …220 Жизнь со смертельным диагнозом …………………………… 222 Жизнь после возвращения к жизни. ЦРБ ……………………...224 Жизнь после возвращения к жизни. Всё остальное……….. …227 Глава 18. В ЧЕХОСЛОВАКИИ Приближение к сказке ………………..…………………………230 По два часа перед сказкой ………………………………………233 В плену у сказки и магазинов …………………………………. 235 Я говорю по-английски …………………………………………237 Приёмы, приёмы, приёмы… …………………………………. 238 Нечешские мотивы ………………………………………….. …240 На водах. Золотая ванна ………………………………….. ……243 Домой! …………………………………………………………...245 Глава 19. ПЯТЫЙ КУРС: ВОКРУГ УЧЁБЫ Скучное и невнятное приближение к апогею ………………… 247 Две полярные части дерматовенерологии ……………………. 247 Бизнес на коже, или волшебный витамин ……………………. 249 Эти странные сумасшедшие ………………………………….. 251 Самый страшный предмет …………………………………….. 253 Об индивидуализме и эгоизме …………………………………255 Я пытаюсь войти в общественную жизнь ……………………. 257 И ещё о моей общественной жизни ……………………………259 Глава 20. ПЯТЫЙ КУРС: БИОХИМИЯ И ЛИРИКА Путь к «чистой» науке…………………………………………. 262 Я становлюсь беспризорным ………………………………… 264 В беспризорности ……………………………………………… 266 Гостья из прошлого ……………………………………………. 268 Увяли розы… …………………………………………….. ……270 Перспективы, открывавшиеся после 5-го курса и после окончания института ………………….. 272 Метаморфозы ……………………………………………………273 Вторая веха от Татьяны Володиной …………………………... 274 Глава 21. К ДВУМ ЛЕЙТЕНАНТСКИМ ЗВЁЗДОЧКАМ. ИЮЛЬ 1973 ГОДА Червь сомнений……………………………………………….. 277 Военная кафедра. Майор Гришин ……………………………278 Военные сборы. Первый день ………… ……………………. 279 Палец ……………………………………………………………281 Марши и песни …………………………………………………282 Псевдоэкстрим …………………………………………………284 Другие впечатления ……………………………………………287 Последствия сборов ……………………………………………289 Глава 22. «СЕЧЕНОВЕЦ-73» И ЛУННЫЙ СВЕТ По пути Остапа. Я – художник ……………………………….291 По пути Остапа. Я – гроссмейстер …………………………. 294 По пути Остапа. Но не автопробйгом, а просто бегум …….. 296 Словечко об «Остеоне» ………………………………………. 298 Встреча. Вопросы запоздалой теории ……………………..…300 Шаг за шагом …………………………………………………. 302 Новые персонажи на сцене и за сценой …………………….. 305 Глава 23. ШЕСТОЙ КУРС: СУБОРДИНАТУРА ПО ПАТАНАТОМИИ Субординаторы ……………………………………………… 309 Место действия ………………………………………………..310 Виктор Викторович Серов ……………………………………311 В.С. Пауков – пример того, как судьба играет человеком, а человек – судьбой …………………………….312 Обучение ……………………………………………………….314 Первое вскрытие и вторая картошка …………………………316 Два подвига …………………………………………………….319 Преступление без наказания …………………………………..320 Глава 24. ШЕСТОЙ КУРС: ПРИВХОДЯЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Исходные позиции на кафедре биохимии……………………324 История по мотивам рассказа Шукшина …………………….324 Оригинальная история ………………………………………. 326 Последний аккорд ……………………………………………. 328 О путях в науку ………………………………………………. 329 Запрос ………………………………………………………… 330 Крутые перемены ……………………………………………. 332 В лихорадке ……………………………………………………333 Стихи того времени …………………………………………...334 День последний – день первый ………………………………335 |